-
Когда
критики пишут о Марине Аничковой, всегда
подчёркивают её принадлежность к типу
этакой «кустодиевской женщины» - «светлоглазая,
круглолицая, пышная, точеный носик, нежные
ямочки на щеках».
-
К
этому описанию стоит добавить, что Марина
Аничкова удивительно органична и
музыкальна, легка и часто иронична на сцене.
-
Её роли – это характеры, намешавшие в
себя массу качеств, присущих женщинам самых
разных эпох, но именно тем из них, что при
любых обстоятельствах остаются
очаровательными женщинами. А ещё, если
прибавить её героиням ту большую долю
хитринки, вкуса к интриге, лучшего
собирательного образа Женщины на сцене
театра не найдёшь.
-
Ролей Аничковой сыграно много. Героини
Аничковой в пьесах последнего времени –
дамы цветущего возраста, слишком недалёкие
и жутко нелепые, охочие до любовных интриг и
переполненные желанием быть «роковыми».
Острый рисунок, что выбирает в своих
работах актриса, предельно точен. Её дамы в
комедиях вызывают бурное оживление в зале,
а ироничное отношение актрисы к своим
героиням делает их более сочными и яркими.
-
Но Аничкова не из тех, кто готов
ограничиться однажды найденным и
апробированным. Она всё время меняется.
-
Многие годы она – неизменный лидер в
подготовке капустников, весёлых актёрских
вечеров, поздравлений. Возможно, именно это
привело Марину на режиссёрский курс в
институт искусств. Учёба складывалась
нормально, но что-то, видимо, было не по душе.
И на вопрос: будет ли она режиссёром –
актриса не могла ответить даже самой себе.
-
Неожиданно для всех она начала
заниматься педагогической работой. Сначала
несмело ассистирую Орлову на занятиях с
первокурсниками актёрского, потом
полностью приняв на себя работу по
актёрскому мастерству под руководством
Орлова.
-
Работа со студентами во многом
реализует в Аничковой то, что в своё время
не дал театр. И всё же театр остаётся на
первом месте в жизни актрисы. И сцена влечёт
её, как никогда.
-
Для создания творческого портрета
Марины Аничковой конца 90-х годов достаточно
сказать: актриса – режиссёр – педагог.
Соединение этих ключевых театральных
ипостасей в одном лице говорит о многом: о
насыщенной творческой жизни, постоянном
поиске новых средств самовыражения,
участии в формировании поколения
театрального завтра. Яркая, эмоциональная,
острохарактерная актриса не знает такого
понятия, как «маленькая роль».Даже в
эпизодических актёрских работах она умеет
раскрыть не только характер героини, но и
позволить зрителю домыслить
обстоятельства её прошлой жизни. Актрисе
хорошо даются характерные роли.
-
Для молодого режиссёра (в 1997 голу Марина
Аничкова закончила режиссёрское отделение
Челябинского государственного института
искусств и культуры) у Марины уже немало и
режиссёрских работ. Специально для
фестиваля «Камератта – 97» М.Аничкова
поставила мини-спектакль по одноактным
драмалеткам А.Луначарского «Голубой
экспресс» и «Звезда в конюшне», который,
возможно, перерастёт в полнозвучный
спектакль. В репертуаре театра для детей и
молодёжи идёт её инсценировка пьесы К.Драгунской
«Вверх тормашками». Первой режиссёрской
работой в родном драмтеатре стало
музыкальное шоу пародий «Звездопляс», или «Чем
ночь темней, тем ярче звёзды».
-
В «Звездоплясе» занято много молодых
актёров и студентов театрального
факультета ЧГИИКА, в том числе – с курса
Наума Орлова, где преподавала Марина
Аничкова. Педагогическая работа открыла
выход нереализованным возможностям,
позволила воплотить смелые творческие
замыслы. Например, в качестве курсовой
работы актриса ставила со своими
студентами спектакль по пьесе испанского
драматурга Хосе Алонсо Мильян «Цианистый
калий, с молоком или без». Работа эта была
выдержана в сложном для русского театра
жанре – эсперпенто, включающем в себя
смешное и страшное одновременно. Здесь
проявилась характерная для Аничковой-режиссёра
черта: стремление даже во мрачном, ужасном
найти крупинку света и надежды.
-
Театр, как и всё в нашей жизни, держится
на людях, искренне преданных своему делу.
Марина Аничкова, без сомнения, из их числа.
Солнечные лучики начинают играть в её
глазах, когда она говорит о работе. Может в
этом и заключается профессиональная удача?
|