-
- 9 января
-
Понятие амплуа
непопулярно, основным достоинством артиста
считается разноплановость. Для А.К.Гусенкова
наличие амплуа характерно. Он – мастер
комедийного жанра, почти комик-буфф. Он –
лицедей, наделяющий качествами своего
неуемного темперамента создаваемые им
образы. Личность Гусенкова – импульсивная,
энергичная, эмоциональная.
-
Ему интересен разговор, он тотчас же
загорается, а если возникает любопытный
спор, он бросается в него, как в бой. Его
жизненная энергия органично перетекает на
сцену, почти осязаемо струится в зал. «Тихим»
он не бывает. Его «конёк» - не полутона, а
контрасты. Подтексты, недосказанность – не
в его творческой палитре. Он знает, где и как
«сорвать» аплодисменты, но никогда этим
своим даром не пользуется во вред общему
замыслу. Его фантазия безгранична.
Неизменно в каждом спектакле он привносит в
исполнение ролей новые краски и нюансы.
-
Умея подменить в своём персонаже
смешное, порой нелепое, акцентируя эти
качества, утрируя их, Гусенков в спектаклях
драматического звучания достигает
неожиданного результата – количество
переходит в новое качество, и зрителям уже
не до смеха.
-
За много лет работы (а Александр
Константинович в театре с 1963 года) ролей
сыграно много, и Гусенков никогда не
оставался без работы ни во взрослом, ни в
детском репертуаре. Приходилось ему и
самому ставить спектакли для детей, которые
долгое время шли на сцене.
-
Гусенков – артист, мастер, один из
продолжателей традиции П.И.Кулешова.
Традиции, включающей внутреннее проживание
и острую форму, обаяние и ощущение
праздника при каждом выходе на сцену.
-
В шутку коллеги называют Александра «абсолютным
французом». Действительно, артист создал
правдоподобные, но непохожие друг на дружку
образы незадачливых обывателей в
многочисленных постановках французских
комедий. Поневоле Гусенков многими
воспринимается как «типичный
представитель» западной жизни.
-
«Попадание» в нелепые ситуации и «выпутывание»
из них на полном серьёзе под бурный хохот
зрительного зала требует особого
мастерства. Необходимо не допускать фальши,
не впадать в преувеличенное комикование.
Живые, музыкальные, полные неожиданных
коллизий спектакли требуют от актёра
подвижности, соблюдения определённого
темпоритма, цепкой оценки событий и
сиюминутной, скорее сиюсекундной реакции
на поступки партнёра. Но самое главное –
необходимо умение так заинтриговать,
заразить происходящим зрителя, чтобы даже в
антракте он думал не о пирожных из буфета,
но о перипетиях пьесы.
-
Александр Гусенков умеет это в полной
мере. В главной или эпизодической,
комедийной или драматической, русской или
зарубежной, «классической» или современной
роли А.Гусенков ищет человека, его особый
характер и энергетику.
-
Важное качество, которым А.Гусенков
владеет в полной мере, - умение отстаивать
своё видение роли. Чаще всего режиссёры с
ним соглашаются.
-
Театр для Александра Гусенкова не
столько назидание и поучение, сколько обмен
энергией между актёром и зрителем. Важно «не
влипнуть в скуку, избежать пошлости». Актёр
должен обладать реакцией на сиюминутное, он
«должен вариться в супе, причём это должен
быть густой, горячий суп, а не какая-нибудь
окрошка…».
-
- Роли в спектаклях
текущего репертуара:
- Синьор Капулетти - "...Чума
на оба ваши дома!" Г.Горин
- Раули - "Скандал! Скандал..."
Р.Шеридан
- Пиккеринг - "Моя прекрасная
леди" Ф.Лоу, Б.Шоу
- Яичница - "Женитьба"
Н.Гоголь
- Эдмонд Фонтанж - "Крошка" Ж.Летраз
- Эдмонд Фонтанж - "Жена улетела... приглашаю!"
Ж.Пуарэ
- Сол Бозо - "Ах, как
бы нам пришить старушку..." Д.Патрик
- Хадсон Лоу - "Адъютантша
его величества" И.Губач
- Лоу Дэниэлс - "Чествование"
Б.Слейд