Предыстория

    В 1903 году в культурной жизни Челябинска произошло большое событие: открылся Народный дом, "превосходное большое здание из камня и железа, стоящее на окраине города. Оно сделало бы честь и большому губернскому городу" (Н. Гартвельд, 1912г.).
   Именно с этим зданием на протяжении полувека будет связана история Челябинского драматического театра. А в начале века на его сцене выступали заезжие труппы гастролёров.
   В годы революции Народный дом становился центром политической жизни. И хотя в этот период в Челябинске создаётся множество драматических кружков и студий, их недолгая творческая жизнь не была связана с Народным домом.
   9 декабря челябинскому зрителю на сцене Народного дома была представлена драма В.Немировича-Данченко "Цена жизни". Спектакль дан профессиональной труппой под руководством известного в своё время провинциального режиссёра П.И.Васильева. С этого времени театральная жизнь на сцене Народного дома не прекращалась, в связи с чем именно эту дату принято считать началом существования драматического театра в Челябинске.


Становление

    20-е годы - начало 30-х годов - очень сложный период в истории челябинского театра, который можно определить одним словом "становление", период явно затянувшийся, но вполне закономерный. Жизнь Челябинска тех лет, в общем-то, мало отличалась от старорежимной: те же предприятия и магазины, та же городская застройка, тот же уклад жизни основной части населения. Новая жизнь началась со строительством ЧГРЭС, а вслед за ней - других индустриальных гигантов. Тогда другим стал и театр.
   А первые 15 лет - это отсутствие постоянной труппы, нищая материальная база, огромное количество спектаклей, как правило, низкого качества. Например, репертуарная афиша с октября 1922 года по февраль 1923 года насчитывала 60 различных названий, да и названия эти говорили сами за себя: "Вера Мирцева", "Начало карьеры", "Дама из Торжка", "Дочь улицы". В это время в Челябинске работала труппа Г.Странского, работала на самоокупаемости, популярностью у зрителей не пользовалась и для пополнения сборов включала в репертуар программы кабаре.
   На следующий сезон в Челябинск возвращается труппа П.И.Васильева. В театре наступило оживление. Впервые в кассе появилось объявление:"Билеты на этот спектакль проданы". Речь идёт о спектакле по пьесе В.Андриенко "Гимн труду". Это было ново, интересно, спектакль шёл при переполненном зале и имел успех. Любопытно, что постановщиком был молодой актёр и режиссёр Н.А.Егоров-Медведев, который, конечно же, не мог тогда и предпологать, что почти через 30 лет станет главным режиссёром челябинского театра, а его спектакль "Любовь Яровая" удостоится звания лауреата Сталинской премии. А пока - резко возросла посещаемость театра. Успех спектакля "Гимн труду" был дополнен удачными бенефисами: актёра Млицкого, Егорова-Медведева, Васильева. К этому времени П.И.Васильев имел 34-летний стаж работы на сцене, он сочетал в себе юношескую любовь к театру и серьёзное отношение к работе. Челябинцы хорошо знали и любили опытного артиста и глубокого, вдумчивого режиссёра.
   Однако с отъездом труппы П.И.Васильева начинается новый спад в театральной жизни Челябинска. Труппа М.Ф.Добрякова, к этому времени отметившего 25-летний юбилей театральной деятельности, была набрана из артистов московских театров, но оказалась слабой, особенно после отъезда заслуженного артиста Латковского. В репертуаре - вновь пьесы сомнительного художественного достоинства. Обращение к современному репертуару было неудачным.
Именно тогда в Челябинске заговорили о театре с постоянной труппой. И вот в 1928 году театр впервые получил гарантированное в своей работе - был утверждён бюджет в сумме 5 тыс. рублей, произведён ремонт помещения. В Челябинск приехали, пусть пока и временно, видные актёры: С.П.Вадов, С.В.Светлов, П.А.Гарянов, О.Г.Бориславская. Появляются интересные работы. Одна из них - спектакль по пьесе С.Третьякова "Рычи, Китай!", посвящённая революционным событиям в Китае. Впервые в театре используются технические средства - радио, кино. Чтобы сцену заполнить водой, был выстроен специальный водоём. Прибытие боевого судна в порт показано с помощью сложной комбинации световых эффектов. Это было сильное зрелище для челябинских зрителей конца 20-х годов.
   В начале 30-х годов репертуар всё более пополняется современными авторами: Б.Ромашев, А.Глебов, А.Афиногенов, Е.Яновский, В.Шкваркин, Б.Лавренёв, А.Завалишин. В эти годы на челябинской сцене блистала актриса М.В.Кочубей. В1935 году состоялось чествование П.А.Гарянова в связи с 25-летием его сценической деятельности. В фойе театра была развёрнута большая выставка, здесь же размещены поздравительные телеграммы юбиляру от мастеров сцены А.Я.Таирова, Е.О.Любимова-Ланского, учителя Павла Абрамовича Н.Н.Синельникова, драматурга Б.Ромашева, знаменитого кукольника С.В.Образцова.
   Большим событием в жизни театра было открытие театральной студии, приём в которую состоялся в 1935 году. В числе преподавателей была актриса Малого театра О.М.Ничке. Первыми выпускниками студии были Л.Барташева, Б.Володин, Г.Гончарова, А.Козин, В.Кононова. Таким образом, к середине 30-х годов в театре постепенно завершается период становления. Достигнутым успехам театр обязан не только талантливым актёрам, но и сложившемуся к этому времени коллективу технических цехов. Уже с первых лет существования в Челябинске театра появились люди, готовые всю жизнь посвятить служению театральному делу. Это, например, заведующая костюмным цехом А.А.Зотова, проработавшая в театре 30 лет с 1922 года. Чуть позже, в 1927 году, в театр пришёл А.В.Мокшанцев, заведующий электроцехом, человек уникальной судьбы, в трудовой книжке которого - единственная запись о приёме на работу в театр, которому он служил 60 лет. Это исполнительный директор театра Г.Д.Маргулис, работавший с основания театра. Это заведующий поделочно-монтировочным цехом Ф.Т.Дзиковский, его помощник А.П.Дженжер, художник П.В.Высоковских, реквизитор М.С.Андриянова и многие другие.
   Итак, театр существовал - со своим зданием, хозяйством, цехами, а главное - со своим трудовым коллективом. Окончательно определяется творческое ядро театра из таких замечательных актёров, как С.П.Вадова, П.А.Гарянов, М.В.Кочубей, Е.В.Кириллов, А.Я.Мазуров, Е.И.Прейс, С.В.Светлов. Появились спектакли, популярные у зрителя: "Аристократы" Н.Погодина, "Слава" В.Гусева. В этот период Степанов-Колосов был художественным руководителем театра, он был опытным провинциальным режиссёром с 22-летним стажем работы на сцене. Тем не менее, главное внимание он обращал на внешнюю форму спектакля, не чуждался заимствования готовых театральных приёмов и штампов. Поэтому театр не имел своего собственного творческого лица. Однако вскоре он его обрёл.


Обретение

    Большое влияние на дальнейшее развитие Челябинского драматического театра оказали гастроли Московского Малого театра, которые прошли в Челябинске летом 1935 года. Успех был невероятный. Стало ясно, что челябинский зритель готов к восприятию настоящего театрального искусства. И тогда областное руководство предложило старейшему актёру Малого театра С.А.Головину стать художественным руководителем челябинского театра, и Сергей Аркадьевич принял это предложение.
   Счего начал С.А.Головин в Челябинске? С постановки бессмертного гоголевского "Ревизора". И это не случайно. На сцене Малого театра Головин 18 лет исполнял роль Городничего, её он исполнил и на челябинской сцене. Работу над спектаклем режиссёр использовал для того, чтобы создать в Челябинске подлинно творческий коллектив. Спектакль был школой актёрского мастерства, школой работы над внутренней сущностью роли. Головин обращал внимание на общую культуру исполнения, сценическую речь, бытовые детали, а главное - на проникновение в глубину характеров. Спектакль был выдержан в лучших традициях Малого театра. Это же можно сказать и о других постановках С.А.Головина, который особое внимание уделял классике. Работа С.А.Головина в Челябинске - прежде всего продолжение его педагогической деятельности, результатом которой было создание активного работоспособного постоянного творческого коллектива. Он заложил в основу его деятельности реалистические традиции Малого театра, которые в течение всей последующей жизни Челябинского драматического театра продолжали жить и совершенствоваться. Всего два сезона работал С.А.Головин в Челябинске, но эти два года, по существу, положили начало новому этапу в жизни театра.
   Удивительно то, что даже когда в театр приходили режиссёры, не связанные с традициями Малого театра, в Челябинске они продолжали творческую линию Головина. Таким был Меер Абрамович Гершт, ученик Т.Я.Таирова, 7 лет проработавший в Московском камерном театре, приглашённый в Челябинск в 1937 году, когда здесь ещё работал Головин, а вскоре занявший его место главного режиссёра театра. Если Головин мастерски ставил классические произведения, то Гершт с не меньшим упорством и убедительностью ставил спектакли современных авторов. Спектакли революционной тематики были приметой времени, и они были поставлены честно, искренне.
   К числу лучших спектаклей довоенного времени относятся "Чайка" А.Чехова, "Бесприданница" А.Островского в постановке М.Гершта и "Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьева, поставленный Г.Дрознесом.
   Накануне завершения сезона 1940/1941 годов театр отмечал своё 20-летие. Газета "Челябинский рабочий" писала:"Челябинский театр приходит к своему юбилею, имея "Золотой фонд" из старейших работников и актёров. Навсегда останутся в летописи нашего театра имена его создателей: Кочубей, Вахтер, Светлова, Прейса, Гарянова, Лесковой, Кириллова, Рагозина, Головина, Ничке, Мазурова, Фридьева, Маргулиса, Смоленского, Риттер, Одоевской, Мануйловой. И первое место в этой замечательной группе по праву принадлежит талантливому мастеру и хорошей русской женщине С.П.Вадовой" (Т.Никитина). С5 по 14 апреля 1941 года проведена юбилейная декада, афиша которой включала лучшие спектакли. В фойе театра открылась большая выставка, отражающая его 20-летний путь. Можно было подводить итоги. Театр подошёл к своему юбилею как зрелый, сформировавшийся коллектив, со своим творческим почерком, своими традициями, способный решать самые сложные задачи. Всесоюзный комитет по делам искусств в феврале 1940 года признал:"Челябинский драматический театр, значительно улучшив качество своих спектаклей, выдвинулся в один из лучших театров страны".


Годы военные и мирные

    В годы Великой Отечественной войны Челябинский драматический театр не остался в стороне от испытаний, выпавших на долю всего народа. Уходили на фронт актёры, музыканты, работники театральных цехов. Не всем суждено было вернуться. Золотыми буквами вписаны в историю их имена: Авдеев, Андриевский, Бухарин, Володин, Иванов, Медведев, Пеганов. С наградами вернулись в родной театр Владимиров, Гитлин, Карташев, Кулешов, Кульзбеков. В 1944 году в театр пришли фронтовики Манский и Люце. Те, кто остался в театре, работали, чтобы приблизить победу. Газеты и афиши того времени заполнены объявлениями: спектакль даётся в фонд обороны страны; вечером (а зачастую и ночью) - концерт в фонд обороны. Работники театра ежемесячно отчисляли часть заработка в фонд обороны, проводили сбор средств. "Актёры - бойцам" - так называлась заметка в газете "Челябинский рабочий" за 1941 год: "Работники Челябинского областного драматического театра сдали более 20 тысяч рублей облигациями в фонд обороны страны. Артистка Вадова внесла тысячу рублей облигациями и бриллиантовое кольцо, Гарянов - тысячу рублей облигациями, серебряный портсигар и двести рублей, Прейс - золотые серьги и серебряные вещи…" и далее ещё много имён. Здесь же сообщалось о том, что в театре происходит сбор тёплых вещей, собраны деньги для коллективного подарка бойцам, а в мастерской театра шьют ватные куртки и подшлемники.
   А ещё было много хороших спектаклей, так нужных зрителям, тем, кто отправился на фронт, кто лечился от ран в челябинских госпиталях, кто выходил из заводского цеха после многосуточной напряжённой работы, чтобы после короткого отдыха вновь вернуться к станку.
   В 1941 году челябинцы на десять месяцев уступили свою сцену эвакуированному на Урал Московскому Малому академическому театру, а сами работали в Шадринске. Вернувшись а одной город, предлагали зрителю спектакли глубокого патриотического содержания: "Русские люди" К.Симонова, "Надежда Дурова" К.Ликсперова и А.Кочетова, "Нашествие" Л.Леонова, "Так и будет" К.Симонова и другие.
   В конце 1942 года художественным руководителем театра стал заслуженный деятель искусств РСФСР Э.Б.Краснянский - опытный, высокообразованный и многосторонне одарённый режиссёр. Всего четыре спектакля поставил он в Челябинске, но каждый из них был большим творческим событием в жизни театра. Это: "Надежда Дурова", "Нашествие", "Комедия ошибок" и "Три сестры".
   В самое трудное время, когда шла война, Э.Б.Краснянский поднял ещё на одну ступень уровень мастерства челябинского театра. При нём осуществлён набор в театральную студию. Её выпускниками были Александров, Болдырев, Голованов, Козлов, Мамонтов, Мансуров, Маркова, Шустиков и другие.
   Творческий путь театра продолжался по восходящей линии и после того, как на смену Э.Б.Краснянскому пришёл другой, не менее талантливый режиссёр Д.М.Манский, придерживавшийся принципов мхатовской школы. Однако нельзя односторонне представлять развитие театра в этот период. Театр был частью общества и был отражением тех явлений и процессов, которые в нём происходили. В годы войны впервые приоткрылся железный занавес, отделявший наш народ от других стран. Многие участники войны своими глазами увидели правду зарубежной жизни. Необходима была огромная пропагандистская работа для осуществления трансформации этой правды в умах миллионов людей в соответствии с идеологическими установками правящего режима. И одно из первых мест в этой работе принадлежит театру. 
   Ещё в 1945 году Челябинский обком ВКП(б) ставил вопрос о политической роли театра в воспитании трудящихся, в проведении идей Коммунистической партии в массы. Особенно усилилась идеологическая направленность в работе театра после известного постановления ЦК КПСС от 26.08.46 г. "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". В театре, как положено было в таких случаях, прошло открытое партийное собрание. Анализируя работу Челябинского драматического театра, Д.М.Манский заявил о том, что советская пьеса до сих пор не заняла ведущего места в репертуаре, что увлечение историческими пьесами излишне, что увлечение западной тематикой - идеологическая ошибка, идеализация капиталистических нравов.
   И вот начинается поиск. Идёт наращивание количества постановок: 1946г. - 8, 1947г. - 9, 1948г. - 11, около 60% постановок по пьесам советских авторов. Большинство пьес отличала чёткая идейная установка, а вот художественный уровень не всегда был на высоте. Да и сама идейная установка ряда пьес по прошествии не более полутора десятков лет была признана ошибочной. Однако неблагодарное дело - судить историю с позиций современности. Театр работал так, как от него требовали, и работал честно. Честно служили искусству и актёры.
   Не случайно в 1945 году, сразу после окончания войны, Президиум Верховного Совета РСФСР за успешную творческую деятельность в области театрального искусства артистам Челябинского драматического театра Кирьяковой-Лесковой Анастасии Спиридоновне и Рагозину Ивану Ефимовичу присвоили звание заслуженных артистов РСФСР. Почётное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР за выдающиеся заслуги в деле развития театрального искусства было присвоено в этом же году и художественному руководителю театра Манскому Давиду Моисеевичу. А Челябинский областной драматический театр превращён в государственный республиканского подчинения. Это было большим событием для театра и для культуры Челябинска, это было официальным признанием высокого творческого уровня работы театра.
   Вскоре после приезда Д.М.Манского в Челябинск сюда по его приглашению прибыл удивительно талантливый и многогранно одарённый художник и режиссёр Владимир Владимирович Люце. Ученик В.Мейерхольда, склонный к новаторству, в Челябинске он придерживается сложившихся в театре реалистических традиций. Уже в первом спектакле "Так и будет" по пьесе К.Симонова В.Люце совмещает работу постановщика и сценографа, найдя ясное и выразительное решение лирической комедии К.Симонова. Спектакль был наполнен живым дыханием тех дней и живыми характерами современников. Были и другие спектакли: классика и современность, комедия и драма - всего за 14 лет на сцене Челябинского драматического театра В.В.Люце поставил 42 спектакля.
   Немного позже, в 1947 году, в театр был приглашён ещё один замечательный художник - Даниил Даниилович Лидер. Его работа сразу получила признание. Когда открывался занавес, зрители встречали аплодисментами оформление сцены. Д.Д.Лидер умел точно передать атмосферу, образный мир спектакля. Иногда оформление спектакля было разработано до мельчайших деталей, иногда - условным, но всегда оно было красивым, доставляло эстетическое удовольствие. Всего за 10 лет работы в Челябинске Д.Д.Лидер оформил 40 спектаклей, оставив заметный след в художественной жизни театра. Его лучшие спектакли - "Анна Каренина", "Маскарад", "Егор Булычёв и другие", "На всякого мудреца довольно простоты", "Любовь Яровая", "Порт-Артур" и другие.
   Однако эти спектакли - это уже новый период в истории театра, его новый взлёт.


Взлёт

    "Анна Каренина" - именно с этого спектакля можно вести начало отсчёта лучших постановок 50-х годов. В эти годы уместилось две эпохи: сталинская и эпоха хрущёвской оттепели. По-разному можно оценивать пьесы из репертуара театра тех лет. Но постановки этих пьес объединяли общие качества: добротность, высокий художественный уровень, общая высокая культура. Обо всех рассказать невозможно, поэтому хочется хотя бы перечислить наиболее значимые и яркие. 1950г. - "Анна Каренина" Л.Толстого, "Мачеха" О. де Бальзака; 1951г. - "Закон Ликурга" Н.Базиловского, "Горе от ума" А.Грибоедова, "Живой труп" Л.Толстого, "Любовь Яровая" К.Тренева; 1952г. - "Флаг адмирала" А.Штейна, "Незабываемый 19-й" Вс.Вишневского; 1953г. - "Бешеные деньги" А.Островского; 1954г. - "Порт-Артур" И.Попова и А.Степанова, "Сиреневый сад" Ц.Солодаря; 1956г. - "Вишнёвый сад" А.Чехова, "Клоп" В.Маяковского; 1957г. - "Фабричная девчонка" А.Володина, "Достигаев и другие" М.Горького; 1958г. - "Тайфун" Цао Юя, "Собака на сене" Лопе де Веги.
   В 1949 году главным режиссёром театра становится Николай Александрович Медведев, с которым впервые Челябинск познакомился в 1932 году, - теперь опытный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вскоре после его приезда театр ожидало ответственное испытание: первый выезд на гастроли за пределы области, и не куда-нибудь к соседям, а в Ленинград - крупнейший театральный центр страны.
   Следующий год принёс успех. Спектаклю "Любовь Яровая" суждено было стать легендой театра. Он был удостоен Сталинской премии, и сразу 6 человек стали её лауреатами: постановщик спектакля Н.А.Медведев, художник Д.Д.Лидер, исполнители главных ролей Е.И.Агеев, И.Г.Баратова, А.С.Лескова, В.А.Южанова. Пьеса К.Тренева жила на сцене едва ли не всех театров огромной страны в течение десятилетий, а отмечен наградой именно спектакль Челябинского драматического театра. Это говорит о многом.
Вступая в 50-е годы, актёры театра вряд ли подозревали, что им придётся переосмыслить, пожалуй, больше, чем за всю предыдущую творческую жизнь. Но вот наступил 1956 год, год существенного изменения политической ситуации в стране и ситуации в театральном искусстве. Наступило время поиска нового репертуара, новых режиссёрских подходов.
   В 1956 году главным режиссёром Челябинского государственного театра стала Елена Гавриловна Маркова, заслуженный деятель искусств РСФСР и СОАССО. На смену проверенной драматургии приходила новая, порой неожиданная и непонятная, но очень привлекательная. Она нужна была театру, чтобы оторваться от шаблонных сюжетов и почуствовать живое дыхание жизни. Один за другим выходят новые спектакли: "В добрый час" и "В поисках радости" В.Розова, "Одна" С.Алешина, "Фабричная девчонка" А.Володина. Театр искал новые подходы, терпел неудачи, одерживал победы.
   Такой победой был спектакь по пьесе В.Маяковского "Клоп" в постановке Е.Г.Марковой и художника Д.В.Афанасьева. "Клоп" имел успех не только у челябинского зрителя. Спектакль был удостоен звания лауреата Всесоюзного фестиваля драматических театров, был отмечен на Уральской театральной весне 1957 года. В 1958 году театр был даже срочно отозван с гастролей в городе Саратове и приглашён в Москву для записи спектакля "Клоп" на телевидении. Вскоре Всесоюзное телевидение показало этот спектакль. В театре он выдержал 230 представлений и не сходил со сцены 15 лет.
   Это была большая, но не единственная удача театра. В следующем, 1957 году, заслуженным деятелем искусств П.П.Васильевым был поставлен спектакль "Достигаев и другие" по пьесе М.Горького. Режиссёр очень бережно подошёл к тексту пьесы и указаниям автора. Результатом был спектакль, близкий по духу и воплощению к авторскому замыслу.
   Говоря о самых удачных спектаклях этого времени, нельзя не сказать о чеховском "Вишнёвом саде" - спектакле, который называют "лебединой песней" замечательного режиссёра В.В.Люце.
   Итак, 50-е годы принесли театру много удачи и успехов. В 1957 году сразу четырём актёрам было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР: Баратовой, Виннову, Галину, Кулешову. Труппу пополнили молодые талантливые актёры: Аринина, Артуновская, Климова, Стегачева, Байковский, Чермянинов, Чечёткин и другие. Челябинский театр прежде всего был актёрским. Зрители знали артистов в лицо, их узнавали на улице, в театр ходили специально, чтобы увидеть любимых исполнителей, радовались их творческому росту. Были и интересные режиссёрские находки. Были поиски нового репертуара, новой трактовки классической драматургии. Эти поиски продолжались и в следующем десятилетии.


Поиски

    В 60-х - начале 70-х годов в театре не было стабильного художественного руководства. Было много спектаклей, много поисков, много удач и много трудностей. Спектакли ставили режиссёры разных уровней и дарований. Сменилось несколько главных режиссёров. Одно время обязанности главного режиссёра выполнял артист П.И.Кулешов. Несколько месяцев театром руководил художественный совет. Ряд спектаклей вновь поставил П.А.Гершт, они по-прежнему отличались тонким психологизмом и подробной разработкой образов. Эти спектакли долго шли на сцене, пользовались успехом у зрителя.
Было грустно, когда в эти годы наряду с хорошими спектаклями были не только неудачи, но и провалы. Что ж, театр - живой организм, ему свойственны спады и поражения, удачи и творческие победы.
   К концу 60-х годов намечается подъём. В репертуаре утвердились спектакли на "рабочую" тему - новая дань времени. Спектакль "Мария" А.Салынского участвовал во всесоюзном фестивале, где был удостоен диплома I степени. Приметой времени было и так называемое шефство рабочих коллективов над театром. Шефам челябинского театра были в разные годы Челябинский трубопрокатный завод, станкостроительный завод имени С.Орджоникидзе и др. Заключались договоры между заводом и театром о социалистическом совершенствовании, проводились встречи, вручались рабочие премии за лучшие постановки на производственную тему. Всё это было. Рабочие шефствовали над артистами, артисты шефствовали над работниками сельского хозяйства.
   Началось это давно и, конечно, с постановления о шефстве культурных учреждений над сельскими районами. Тогда же был первый выезд театра в Троицкий, Красноармейский, Каракульский, Кочедыгский и Октябрьский районы. В 1959 году театр выезжал со спектаклем "Дали неоглядные" Н.Вирты. А в 60-е годы эти выезды стали постоянными. Происходило это так. Из двух грузовиков делалась сцена, ставились микрофоны - и шёл спектакль, шёл независимо от того, лил дождь или дул ветер, палил зной или стояла далеко не летняя прохлада. Выступали в поле, на фермах, в сельских клубах. В начале 60-х годов появился театр шапито, в каждом населённом пункте его собирали перед началом спектаклей и разбирали по окончании. Поездки артистов продолжались иногда до двух месяцев.
Всего около 40 наименований спектаклей было показано сельским жителям Челябинской области в 60-е - начале 70-х годов. Поездки театра по сельским районам продолжались вплоть до начала 80-х годов.
   Начало 70-х годов ознаменовалось рядом удачных постановок: "Мария" А.Салынского, "Неравный брак" В.Константинова и Б.Рацера выдержал 300 постановок, "Антоний и Клеопатра" В.Шекспира, "Село Степанчиково и его обитатели" Ф.Достоевского.
   Эти спектакли были той ступенькой, с которой театр в последние годы поднялся на новый уровень, стал популярным у зрителя. Это была популярность не отдельных актёров, а всего театра как уникального явления культуры нашего края . Театр завоевал авторитет и в масштабах всей страны, занял место среди ведущих театральных коллективов. Он получил то, что можно назвать одним словом - признание. 
(Татьяна Палагина)

ТЕАТР ОРЛОВА

    В 1973 году Челябинский Академический театр драмы возглавил Наум Орлов. Воспитанник Киевского театрального института, ученик известных режиссёров К.Хохлова, В.Нелли и Н.Соколова, он работал на Украине, потом в Казани. В Челябинске о более четверти века – срок в провинциальном театре нереальный.

     За эти годы Орлов осуществил за три десятка постановок. Н он не просто ставил спектакли, он строил театр. У него есть эстетическая программа, определённые  творческие принципы, которым он всегда следует. Он владеет методологией. Он последовательно утверждает необходимые этические нормы. Всё это позволяет говорить о Театре Орлова.

     Контуры его обозначились уже в первом спектакле режиссёра в новом коллективе – «Иосиф Швейк против Франца Иосифа». Известные комедиографы Б.Рацер и В.Константинов написали пьесу по мотивам знаменитого романа Ярослава Гашека о бравом солдате первой мировой. Не просто пьесу-мюзикл. В первом спектакле Орлов, кроме стремления увлечь трупу решением сложных сценических задач, преследовал естественную для театра цель – привлечь в зрительный зал публику. Проделав огромную работу, он представил на суд зрителей спектакль ассоциативно содержательный и очень изобретательный. В нём громко заявил о себе игровая стихия. Трюки, клоунада, эксцентрика создавали впечатляющий сплав театральности.

     Создать новый театр в рамках старого – задача трудная, особенно в те годы, когда сложившаяся система подчинила себе всё, в том числе и творчество. Режиссёр был несвободен в выборе, ему оставалось только чисто профессиональная работа, да и то в неё вмешивались все кому не лень. Всё-таки эта сфера была его. И здесь личность режиссёра, его эстетические принципы играли решающую роль.

     Первый период в театре стал для Орлова этапом реализации художественной программы, с которой он пришёл в коллектив. Содержательная часть программы соответствовала принципам режиссуры 60-70-х годов, вызванной к жизни годами относительной свободы и большой надежды. Орлов принадлежит к этой режиссёрской генерации не столько по возрасту – возраст вообще играет очень незначительную роль в определении границ поколения, - сколько по образу мышления, по характеру мировосприятия. Орлов всегда следует одному из главных принципов шестядисятников – быть лично честным.

    Орлов всегда выбирал для своих постановок пьесы безусловно честные и художественно удовлетворительные. А с годами всё чаще стал обращаться к классике, в ней искать ответы на вопросы современной жизни.

     Правда, в истории почти каждого провинциального коллектива есть страницы под названием «местные пьесы». Чиновники от искусства были просто помешаны на этих пьесах, будто хотели, чтобы в каждом городе появился свой Шекспир. В Челябинске на эту роль претендовал К.Скворцов. Союз со Скворцовым оказался достаточно прочным. Режиссёра привлекла литературная одарённость писателя, серьёзность его отношения к театру, увлечённость историей Урала. Годы совместной работы были определённо плодотворными для обоих.

    В то время режиссёры замечательно научились «дотягивать» слабую драматургию до вполне приемлемого сценического уровня. Орлов не научился, ему гораздо интереснее было работать над произведениями сложными и драматургически завершёнными. Стремление «спасти» пьесу никогда ему успеха не приносило. И как бы ни были благородны намерения режиссёра, он в конце концов совсем отказался от работы с местными авторами.

     Уже в первые несколько сезонов определились контуры Театра Орлова. Он принадлежит направлению, которое обычно называют товстоноговским. Великий мастер – блестящий практик и теоретик сценического искусства – утверждал его в согласии и полемике со своими молодыми коллегами. У них не было разногласий в понимании общественного предназначения искусства – театр 60-х – 70-х годов был театром идеи. Но, в отличии от молодых, Товстоногов искал в произведении не злободневную остроту, а «вечные истины». Поэтому, не минуя современную драматургию, он рано начал ставить классику. Она давала иной масштаб и была хорошей школой для актёров.

     Товстоногов всегда отдавал приоритет автору, его постигал и воплощал. Его театр был жанрово и стилистически разнообразен. В отличие от режиссёров, предпочитающих один тип спектакля, вмещавший в себе любого автора, он искал формальный приём только на один спектакль. И, наконец, главным на сцене для него всегда оставался актёр, ему подчинялось всё.

    Театр Орлова строится по тем же параметрам и имеет те же приоритеты.

     Режиссёр всегда ставит автора, выражая собственную позицию опосредованно, через пьесу. Не навязывает драматургу своих взглядов, а пытается понять его отношение к жизни.

     Он ищет точную форму, особенную для каждого спектакля. Отсюда – разнообразие стилей и жанров его постановок. Это не эклектика, как считают иные, а принципиальная позиция режиссёра, стремящегося максимально выразить автора и пьесу. И, может быть, именно его неповторяемость является одной из причин постоянства зрительского интереса к театру: им каждый раз интересен новый Орлов, не известный по прежним спектаклям.

     Режиссёр создаёт театр людей – и это едва ли не самая главная особенность его творчества. Что бы он ни ставил, главной мерой художественности становился человеческий критерий. Социальные конфликты обретали нравственную основу. Это и делает Орлова в полном смысле слова актёрским режиссёром. Он умеет доверять актёру, раскрывать в нём неоткрытое и неожиданное, подчиняет исполнителям всё разнообразие сценических средств. Поэтому челябинская труппа стала за эти годы одной из самых сильных и стабильных в России.

    На разных этапах жизни коллектива режиссёр выдвигал на первый план то одного, то другого исполнителя, на которого ориентировал репертуар, при этом остальная часть труппы, которая постоянно пополняется молодым, живёт насыщенно и в напряжённом ритме.

    Орлов создал театр серьёзный, эпический, обладающий «общей идеей» и пристально внимательный к человеку, его судьбе, его внутреннему миру, философично глубокий и психологически оснащённый. Он осваивает разные стили и жанры. Он меняется во времени, но не зависит от капризов моды. Это театр живой, поэтому и не ослабевает интерес зрителей к нему.

(В.Рыжов)

 *  *  *

    Конец 90-х для Наума Орлова – период зрелой неоклассики. Дойдя до сути, входишь в штиль «неслыханной простоты», которая по нынешним временам – ересь едва ли неслыханная: в эпоху тотальной агрессии, захлёстывающей искусство и жизнь, импонируют свобода и лёгкость, с которой художник демонстрирует спокойную уверенность в собственной правоте. Когда в профессии возможно всё, самым интересным оказывается продвижение внутрь замысла, куда-то вглубь. Ибо зачастую пределы совершенства мы себе создаём сами.

    Режиссёру нет ничего проще быть заметным и замеченным. Куда существенней создание в основе спектакля хорошо отлаженного механизма, испытанного на прочность и запрограммированного на медленное и верное самосовершенствование. Не складки на поверхности, но сложный и точный расчёт уже где-то на молекулярном уровне, задающем спектаклю собственную логику развития. Этим и силён русский психологический театр, ставший  сегодня на сцене редким и едва ли не экзотическим гостем. Не только выстраивание жёсткого каркаса, но и постепенное наращивание живой «виноградной плоти», выращивание естественного и органического для данной конкретной постановки организма. Да, так садовник выхаживает растение, методично поливая корни и аккуратно взрыхляя почву.

(Дмитрий Бавильский)

Hosted by uCoz