|
|
- 9 ноября
|
-
- Давайте вспомним, как всё начиналось. С самого начала...
- - Когда в 1970м году
я пришла в челябинскую драму, здесь практически не было молодых актрис.
Все, в основном, были в возрасте, играло среднее и старшее поколение.
Когда через два года пришёл Наум Юрьевич, в театре началась по-настоящему
интересная жизнь. Он начал со "Швейка", спектакля музыкального
и весёлого, в который откудо-то хлынула молодёжь, и пошло. Тогда Наум
Юрьевич сказал мне:"Мне нужна героиня." Я внутренне вздрогнула:
"Если не я, то кто же?" Он привёз тогда очередного режиссёра,
который дал мне роль в "Самая счастливая" Володарского. Орлов
увидел меня (до этого мы играли, в основном, в массовках), и сразу же
предложил "Русские люди".
- - Это первая большая роль?
- -С этого спектакля началась вся история
моей жизни. Всё в нём было близко по материалу, по драматургии. Мне
не надо было ничего из себя изображать: я же из деревни. И когда моя
героиня говорит: "Что такое Родина?", я три берёзки представляла
и качели между ними. Всё совпало, сложилось без натуги, и работалось
легко.
- - Вас ведь в этой роли видел автор, Константин
Симонов?
- -Когда мы были в Москве на гастролях, то
открывались "Русскими людьми". Выходить на сцену было страшно:
когда он писал, то видел кого-то другогоо. После спектакля он вышел
на сцену, и я сразу же его об этом спросила. Тут моя душа раскрылась
и улетела.
- - А какая роль может обозначить 80-е?
- - Это, конечно, фальшивая монета. Её, как
и спектакль "Русские люди", мы играли 10 лет - настолько он
был сделан атмосферно, серьёзно и глубоко, что не разваливался. Обычно
Горького преподаюи как Чехова: скукотища. Наум Юрьевич нашёл свой ключ:
поставил его в гротесково-фарсовой манере. И роли были точно распределены.
И все были на месте. И всё включилось в строй. Существовали и интрига,
и таинственность, что-то витало...
- - С этим спектаклем у вас связан, что
называется, "звёздный час"...
- - Мы играли её в Горьком на фестивле. И
будто что-то случилось, ангел пролетел, вдохнул Кто-то... За кулисами
стояли все, кто с нами приехал - одевальщицы, администраторы; зал замер.
Омский режиссёр, который нас смотрел, после этого свой спектакль не
мог начать. Настолько его потрясла "Монета". Это подтвердят
все: не осталось никого, кто остался бы равнодушен...
- - Часто ли случается подобное?
- - Нечто похожее существует в "Чайке":
многие стоят за кулисами, приходят заранее и смотрят предыдущую сцену.
У нас никогда такого не было: в других спектаклях все приходят к своей
реплике. Но Кац просил нас слушать, включаться "не просто".
Поэтому какая-то подкладка, энергетика спектакля там существует.
- - Ну, а 90-е, это, безусловно, "Зойкина
квартира" и "Анфиса"...
- - Да, классические главные роли. Мечта любой
актрисы. Я всегда работала с Наумом Юрьевичем: он делает большие, масштабные
спектакли. В них интересно себя пробовать. Зойка у Булгакова - авантюристка:
она всё может перевернуть-вывернуть. Анфиса у Андреева, женщина-загадка,
у неё всё внутри сконцентрировано - она несёт магию. Самая сложная роль,
требующая здоровья. В "Зойкиной квартире" визически устаёшь
не так. Здесь же - роль очень эмоциональная, и если в себе не держишь
этого заряда, настроя... Увидев в расписании "Анфису", я начинала
готовиться за неделю, настраивалась на этот спектакль.
- - Нынешний период можно обозначить как
"период Каца"?
- - Когда я закончила театральное, я очень
много о нём слышала. Он руководил рижским театром, про него ходили легенды.
И каждый, конечно, хотел к Кацу. Когда мы были на гастролях в Риге,
он показался мне недоступным и гениальным. Даже подойти неловко. А какие
уникальные были спектакли! Я тогда подумала: "Господи, ну, может
быть, когда-нибудь в жизни случится..."
- - В чём же заключается его метод?
- - Никакой инициативы и импровизации: Кац
точно знает и требует безуукоризненного выполнения своих требований.
Работать над "Мудрецом" было и трудно, и радостно. На репетиции
мы бежали как на праздник. Сюжет все знают, поэтому персонажей разыгрывать
не надо. В "Идеальном муже" мы к нему привыкли, но там иные
сложности: высший свет и очень много текста, который должен идти легко-легко.
Я всю жизнь мечтала о роли "Чайки". В силу разных причин этого
не случилось. Но и теперь, когда играют финал, стоя за кулисами, я смотрю
на Таню Скорокосову, и рев. Так меня забирает.
- - Есть ли у вас кредо?
- - Чернуху я ненавижу в любом варианте, даже
хорошо поставленную. Это не удел театра. Предмет искусства - побуждать
к лучшему. Во всех своих работах, ровно как и в жизни, я отстаиваю достоинство
женщины. Чтобы над ней не глумились, не растаптывали. Да, роли у меня
разные. Единственное, что их объединяет - чувство собственного достоинства.
|
- "Я дождалась своего Ромео..."
- (Анна Федорова)
- Вряд ли кто из театралов может предположить,
что примадонна и грация челябинского драматического театра Валентина
Качурина выросла в деревне - селе Украинцево (Пензенской области). Её
можно назвать воплощением американской мечты - всего в жизни добилась
благодаря своему таланту, трудолюбию и неутолимой жажде учиться. Встречаясь
с озорным огоньком в её глазах, догадываешься: всегда была "заводилой".
В школьные годы организовала из подружек тимуровскую команду, которая
тайно совершала в деревне добрые дела; выступала и пела на всех школьных
сборах. Отец Василий Тимофеевич - по натуре актёр, а в жизни первоклассный
комбайнёр, настоящий шукшинский герой - поддерживал стремление дочери
к театру. а желание играть на сцене возникло в раннем детстве, лет в
семь. валентина попала на какой-то спектакль. Но впереди было столько
людей, что маленькая девочка могла разглядеть на сцене лишь краешки
прекрасных шляпок. Она со слезами выпрашивала бинокль у сидящего рядом
мужчины. Бинокль так и не дали, но краткие мнгновения театрального чуда
настолько потрясли детское воображение, что она твёрдо решила: когда
вырастет, обязательно станет актрисой! А если чего-то сильно захотеть...
- валентина Качурина уверена, что человек,
обладая талантом, сможет в театре добиться успеха. для этого надо много
работать, и, главное, верить в себя. "Мне кажется: всё организуется,
когда человек в себя верит. Правда, воспитать это чувство очень непросто;
по жизни встречается много людей, которые бросают в лицо: ты бездарь,
ничего из себя не представляешь. Человеку надо пройти через это и, поборов
сомнения, стремиться дальше к своей цели". Правда, со временем
кожа "истончается", и становится больней принимать несправедливые
упрёки: ведь на многие спектакли затрачивается столько физических и
душевных сил...
- Зачем так себя расстрачивать - ради зрительских
аплодисментов, творческого удовлетворения? Этот вопрос Валентина Качурина
ставила перед собой не раз. В театре интереснее, чем в жизни. Где ещё
можно прожить столько разных судеб - в разных временах, эпохах? И считает:
ради эмоционального потрясения. Однажды она смотрела "Поминальную
молитву" Марка Захарова. Спектакль сильно потряс актрису. Тогда
она подумала: какое счастье, что тоже актриса: может хоть раз заставить
зрителя пережить такое же сильное эмоциональное впечатление. "Кто-то
приходит в театр, чтобы снять стресс, кто-то - чтобы на время спрятаться
от жизни, иной - за эмоциональным потрясением. Но я каждый раз думаю
отом, что в зале есть человек, которому моя работа сможет чем-то помочь."
- Валентине Васильевне много писала девочка,
из-за несчастного случая ставшая инвалидом. Она так тяжело переживала
случившееся, что решилась на самоубийство - но случайно попала на жизнеутверждающий
спектакль в челябинскую драму с участием Качуриной ("Самая счастливая"
Володарского). Захотелось жить.
- Валентина Качурина очень любит и ценит челябинских
зрителей. Они хорошо знают театр, моментально включаются в действие
и своей энергетикой, отношением к происходящему дают актёрам почувствовать
атмосферу: зал живёт, дышит. "Впечатлительный наш зритель. И, как
Отелло, ранимый, трепетный. Очень чуткий и очень тонкий." По словам
актрисы, в своём восприятии наш зритель намного тоньше, чем столичный.
Собственно, Валентина Качурина не считает наш город провинциальным:
првинциальность - состояние души. "Когда чувствуешь себя забитым,
то ты такой и здесь, и в Москве. А если - свободным, стараешься сохранить
лучшие качества, ощущение полёта - таким можно быть где угодно".
- Выйти замуж Валентина Васильевна никогда
не стремилась: казалось, ещё не напорхалась, ещё не налеталась. Кроме
того, не хотелось выходить за кого попало. Она ждала своего Ромео. И
Он появился. 23 февраля - на праздничном вечере в Доме актёров. Валентина
вела концерт, а будущий муж был среди приглашённых офицеров ЧВАКУШа,
- там проходил после института армейскую службу. Познакомились, он стал
бывать на её спектаклях. И вот они вместе уже 20 лет, а кажется, что
встретились только вчера. Он очень переживает за все ё роли, старается
помочь в работе. Однако главное достоинство, по мнению Валентины Васильевны,
_ это способность любить. И она хотела бы, чтобы её дети в жизни тоже
испытали по-настоящему чувство любви. Со временем театр перестал занимать
доминирующее положение в жизни актрисы. "Сейчас для меня семья
и театр равноценны: ролиприходят и уходят, получаются и нет, а семья
- это будущее. Твоё и твоих детей." Секрет молодой внешности актрис,
наверное, занимает многих. У Валентины Качуриной ответ прост: надол
влюбляться. "Когда женщина влюблена, она начинает меняться, морщинки
распрямляются, она словно светится изнутри. Ощущение ожидания свидания
с любимым - это ведь самые сладостные мнгновения!"
- Творчество - ещё один рецепт молодости.
Женщине оно необходимо, потребность в нём заложена судьбой. К сожалению,
её сложно осуществить в повседневной жизни. Поэтому, по мнению Валентины
Качуриной, в городе должны быть клубы, в которых любая женщина могла
бы себя реализовать и, конечно, пообщаться и отвлечься от домашних забот.
- Самое главное в женщине - способность любить:
мужчину, детей, землю, на которой родилась. В актрисе главное - загадка.
По её мнению, зритель не должен знать о быте, прблемах актёров
- чтобы не разрушалась таинственная аура театра, которая позволяет каждый
вечер Валентине Качуриной встречать самых дорогих гостей - нас с вами.
|
- Роли в спектаклях текущего репертуара:
|
|
|