Клуб поклонников "Новые театралы"
9 ноября
Качурина Валентина Васильевна  - Давайте вспомним, как всё начиналось. С самого начала...
      - Когда в 1970м году я пришла в челябинскую драму, здесь практически не было молодых актрис. Все, в основном, были в возрасте, играло среднее и старшее поколение. Когда через два года пришёл Наум Юрьевич, в театре началась по-настоящему интересная жизнь. Он начал со "Швейка", спектакля музыкального и весёлого, в который откудо-то хлынула молодёжь, и пошло. Тогда Наум Юрьевич сказал мне:"Мне нужна героиня." Я внутренне вздрогнула: "Если не я, то кто же?" Он привёз тогда очередного режиссёра, который дал мне роль в "Самая счастливая" Володарского. Орлов увидел меня (до этого мы играли, в основном, в массовках), и сразу же предложил "Русские люди".
    - Это первая большая роль?
    -С этого спектакля началась вся история моей жизни. Всё в нём было близко по материалу, по драматургии. Мне не надо было ничего из себя изображать: я же из деревни. И когда моя героиня говорит: "Что такое Родина?", я три берёзки представляла и качели между ними. Всё совпало, сложилось без натуги, и работалось легко.
    - Вас ведь в этой роли видел автор, Константин Симонов?
    -Когда мы были в Москве на гастролях, то открывались "Русскими людьми". Выходить на сцену было страшно: когда он писал, то видел кого-то другогоо. После спектакля он вышел на сцену, и я сразу же его об этом спросила. Тут моя душа раскрылась и улетела.
    - А какая роль может обозначить 80-е?
    - Это, конечно, фальшивая монета. Её, как и спектакль "Русские люди", мы играли 10 лет - настолько он был сделан атмосферно, серьёзно и глубоко, что не разваливался. Обычно Горького преподаюи как Чехова: скукотища. Наум Юрьевич нашёл свой ключ: поставил его в гротесково-фарсовой манере. И роли были точно распределены. И все были на месте. И всё включилось в строй. Существовали и интрига, и таинственность, что-то витало...
    - С этим спектаклем у вас связан, что называется, "звёздный час"...
    - Мы играли её в Горьком на фестивле. И будто что-то случилось, ангел пролетел, вдохнул Кто-то... За кулисами стояли все, кто с нами приехал - одевальщицы, администраторы; зал замер. Омский режиссёр, который нас смотрел, после этого свой спектакль не мог начать. Настолько его потрясла "Монета". Это подтвердят все: не осталось никого, кто остался бы равнодушен...
    - Часто ли случается подобное?
    - Нечто похожее существует в "Чайке": многие стоят за кулисами, приходят заранее и смотрят предыдущую сцену. У нас никогда такого не было: в других спектаклях все приходят к своей реплике. Но Кац просил нас слушать, включаться "не просто". Поэтому какая-то подкладка, энергетика спектакля там существует.
    - Ну, а 90-е, это, безусловно, "Зойкина квартира" и "Анфиса"...
    - Да, классические главные роли. Мечта любой актрисы. Я всегда работала с Наумом Юрьевичем: он делает большие, масштабные спектакли. В них интересно себя пробовать. Зойка у Булгакова - авантюристка: она всё может перевернуть-вывернуть. Анфиса у Андреева, женщина-загадка, у неё всё внутри сконцентрировано - она несёт магию. Самая сложная роль, требующая здоровья. В "Зойкиной квартире" визически устаёшь не так. Здесь же - роль очень эмоциональная, и если в себе не держишь этого заряда, настроя... Увидев в расписании "Анфису", я начинала готовиться за неделю, настраивалась на этот спектакль.
    - Нынешний период можно обозначить как "период Каца"?
    - Когда я закончила театральное, я очень много о нём слышала. Он руководил рижским театром, про него ходили легенды. И каждый, конечно, хотел к Кацу. Когда мы были на гастролях в Риге, он показался мне недоступным и гениальным. Даже подойти неловко. А какие уникальные были спектакли! Я тогда подумала: "Господи, ну, может быть, когда-нибудь в жизни случится..."
    - В чём же заключается его метод?
    - Никакой инициативы и импровизации: Кац точно знает и требует безуукоризненного выполнения своих требований. Работать над "Мудрецом" было и трудно, и радостно. На репетиции мы бежали как на праздник. Сюжет все знают, поэтому персонажей разыгрывать не надо. В "Идеальном муже" мы к нему привыкли, но там иные сложности: высший свет и очень много текста, который должен идти легко-легко. Я всю жизнь мечтала о роли "Чайки". В силу разных причин этого не случилось. Но и теперь, когда играют финал, стоя за кулисами, я смотрю на Таню Скорокосову, и рев. Так меня забирает.
    - Есть ли у вас кредо?
    - Чернуху я ненавижу в любом варианте, даже хорошо поставленную. Это не удел театра. Предмет искусства - побуждать к лучшему. Во всех своих работах, ровно как и в жизни, я отстаиваю достоинство женщины. Чтобы над ней не глумились, не растаптывали. Да, роли у меня разные. Единственное, что их объединяет - чувство собственного достоинства.     
"Я дождалась своего Ромео..."
(Анна Федорова)
    Вряд ли кто из театралов может предположить, что примадонна и грация челябинского драматического театра Валентина Качурина выросла в деревне - селе Украинцево (Пензенской области). Её можно назвать воплощением американской мечты - всего в жизни добилась благодаря своему таланту, трудолюбию и неутолимой жажде учиться. Встречаясь с озорным огоньком в её глазах, догадываешься: всегда была "заводилой". В школьные годы организовала из подружек тимуровскую команду, которая тайно совершала в деревне добрые дела; выступала и пела на всех школьных сборах. Отец Василий Тимофеевич - по натуре актёр, а в жизни первоклассный комбайнёр, настоящий шукшинский герой - поддерживал стремление дочери к театру. а желание играть на сцене возникло в раннем детстве, лет в семь. валентина попала на какой-то спектакль. Но впереди было столько людей, что маленькая девочка могла разглядеть на сцене лишь краешки прекрасных шляпок. Она со слезами выпрашивала бинокль у сидящего рядом мужчины. Бинокль так и не дали, но краткие мнгновения театрального чуда настолько потрясли детское воображение, что она твёрдо решила: когда вырастет, обязательно станет актрисой! А если чего-то сильно захотеть...
    валентина Качурина уверена, что человек, обладая талантом, сможет в театре добиться успеха. для этого надо много работать, и, главное, верить в себя. "Мне кажется: всё организуется, когда человек в себя верит. Правда, воспитать это чувство очень непросто; по жизни встречается много людей, которые бросают в лицо: ты бездарь, ничего из себя не представляешь. Человеку надо пройти через это и, поборов сомнения, стремиться дальше к своей цели". Правда, со временем кожа "истончается", и становится больней принимать несправедливые упрёки: ведь на многие спектакли затрачивается столько физических и душевных сил...
    Зачем так себя расстрачивать - ради зрительских аплодисментов, творческого удовлетворения? Этот вопрос Валентина Качурина ставила перед собой не раз. В театре интереснее, чем в жизни. Где ещё можно прожить столько разных судеб - в разных временах, эпохах? И считает: ради эмоционального потрясения. Однажды она смотрела "Поминальную молитву" Марка Захарова. Спектакль сильно потряс актрису. Тогда она подумала: какое счастье, что тоже актриса: может хоть раз заставить зрителя пережить такое же сильное эмоциональное впечатление. "Кто-то приходит в театр, чтобы снять стресс, кто-то - чтобы на время спрятаться от жизни, иной - за эмоциональным потрясением. Но я каждый раз думаю отом, что в зале есть человек, которому моя работа сможет чем-то помочь."
    Валентине Васильевне много писала девочка, из-за несчастного случая ставшая инвалидом. Она так тяжело переживала случившееся, что решилась на самоубийство - но случайно попала на жизнеутверждающий спектакль в челябинскую драму с участием Качуриной ("Самая счастливая" Володарского). Захотелось жить.
    Валентина Качурина очень любит и ценит челябинских зрителей. Они хорошо знают театр, моментально включаются в действие и своей энергетикой, отношением к происходящему дают актёрам почувствовать атмосферу: зал живёт, дышит. "Впечатлительный наш зритель. И, как Отелло, ранимый, трепетный. Очень чуткий и очень тонкий." По словам актрисы, в своём восприятии наш зритель намного тоньше, чем столичный. Собственно, Валентина Качурина не считает наш город провинциальным: првинциальность - состояние души. "Когда чувствуешь себя забитым, то ты такой и здесь, и в Москве. А если - свободным, стараешься сохранить лучшие качества, ощущение полёта - таким можно быть где угодно".
    Выйти замуж Валентина Васильевна никогда не стремилась: казалось, ещё не напорхалась, ещё не налеталась. Кроме того, не хотелось выходить за кого попало. Она ждала своего Ромео. И Он появился. 23 февраля - на праздничном вечере в Доме актёров. Валентина вела концерт, а будущий муж был среди приглашённых офицеров ЧВАКУШа, - там проходил после института армейскую службу. Познакомились, он стал бывать на её спектаклях. И вот они вместе уже 20 лет, а кажется, что встретились только вчера. Он очень переживает за все ё роли, старается помочь в работе. Однако главное достоинство, по мнению Валентины Васильевны, _ это способность любить. И она хотела бы, чтобы её дети в жизни тоже испытали по-настоящему чувство любви. Со временем театр перестал занимать доминирующее положение в жизни актрисы. "Сейчас для меня семья и театр равноценны: ролиприходят и уходят, получаются и нет, а семья - это будущее. Твоё и твоих детей." Секрет молодой внешности актрис, наверное, занимает многих. У Валентины Качуриной ответ прост: надол влюбляться. "Когда женщина влюблена, она начинает меняться, морщинки распрямляются, она словно светится изнутри. Ощущение ожидания свидания с любимым - это ведь самые сладостные мнгновения!"
    Творчество - ещё один рецепт молодости. Женщине оно необходимо, потребность в нём заложена судьбой. К сожалению, её сложно осуществить в повседневной жизни. Поэтому, по мнению Валентины Качуриной, в городе должны быть клубы, в которых любая женщина могла бы себя реализовать и, конечно, пообщаться и отвлечься от домашних забот.
    Самое главное в женщине - способность любить: мужчину, детей, землю, на которой родилась. В актрисе главное - загадка. По её мнению, зритель не должен знать о быте, прблемах актёров - чтобы не разрушалась таинственная аура театра, которая позволяет каждый вечер Валентине Качуриной встречать самых дорогих гостей - нас с вами.
Роли в спектаклях текущего репертуара:
Кручинина             - "Без вины виноватые" А.Островский
Фёкла Ивановна  - "Женитьба" Н.Гоголь
Жозефина              - "Адъютантша его величества" И.Губач
Мэгги                     - "Чествование" Б.Слейд

Отзывы и предложения присылайте по адресу: nt2004@bk.ru
Maksimovskih©2004
Hosted by uCoz