Клуб поклонников "Новые театралы"
В.Ивина, Д.Кирш, Г.Степанова
Юный Дональд, избавившись от чрезмерной опеки любящей матери, начинает самостоятельную жизнь в своей собственной квартире - пусть это даже и захламленный чердак. Потом он знакомится с живущей через дверь юной актрисой, мечтающей стать звездой Голливуда и не скрывающей своей явной симпатии к Дональду. А Дональд пишет песни и жизнь кажется прекрасной, а будущее светлым. До того момента, пока юная актриса, а вместе с ней и зрители не обнаруживают, что Дональд - слеп...
В.Ивина, Д.Кирш
Бабочки летают, бабочки...
В челябинских театрах, судя по всему, начинают пользоваться особой популярностью авторы, пишущие для Бродвея. Ну и правильно: мухи (т.е. антиамериканские настроения) - отдельно, а котлеты (т.е. искусство) - отдельно. В прошедшем сезоне я насчитал, как минимум, двоих таких драматургов. Интересно, что их фамилии - в русском варианте, разумеется, - насчитывают 5 букв, состоят из 2 слогов и, вообще, совпадают на 60%! И это единственное, что объединяет упомянутых литераторов.
Первое полугодие сезона подарило нам "Сильвию" Альберта Герни в театре "Манекен", а совсем недавно, 10 июля, в Театре драмы состоялся так называемый "прогон" спектакля "Эти свободные бабочки" по пьесе Леонарда Герше. Очень трогательным был promotion ("Шишов, прости: не знаю, как перевести". - Д. К.), сопровождавший каждую из этих постановок: в нем преобладали престижные ныне слова "триумф" и "Бродвей". Видимо, для того, чтобы мы знали, как правильно оценивать данное зрелище.
Тот, кто хочет составить некоторое, весьма отдаленное представление о спектакле, совершенно не утруждая себя двухчасовым просмотром, может легко это сделать. Такое удовольствие будет стоить ему всего 10 рублей. Лично я впервые вижу, чтобы эскизный набросок художника-сценографа (Антон Сластников), созданный явно для внутреннего употребления, был использован при оформлении программки. Оригинально!
Но лучше все-таки прийти и посмотреть, тем более есть на что! И дело даже не в том, насколько хороши пьеса и постановка (есть, есть недостатки, но сейчас речь не о них), дело в том, что "Бабочки" попадают в "десятку", оказавшись в нужном месте и в нужный час.
Судите сами. Парень из американской глубинки, получивший блестящее домашнее воспитание и образование (т.е. ни единой секунды не учившийся в школе), сбежал в мегаполис, чтобы хоть два месяца пожить самостоятельно, без материнской опеки. Что, не впечатляет? Ах да, я забыл сказать: молодой человек слеп. Слеп от рождения. Ну как?
Это еще не все. Там он познакомился с очаровательной девушкой, будущей актрисой, которая по стечению обстоятельств оказалась соседкой по этажу и которая влюбилась в парня. Правда, потом она чуть не переехала к режиссеру-пройдохе, но все заканчивается хорошо: она возвращается, поняв, что не может жить без нашего героя.
Душещипательная история с непременным хэппи-эндом, скажете вы? Без сомнения. Кстати, программка честно заявляет: "мелодраматическая комедия", и ничего больше. Но попробуйте перенести сюжет на нашу, российскую, почву, и у вас ничего не выйдет: либо "маменькин сынок", да еще и слепой, просто не выживет в большом городе (куда там девушку обаять?), либо девушка стопроцентно предпочтет любви карьеру. Вообще, это слишком уж "не из нашей жизни" - мы, подобно ослику Иа-Иа, совершенно точно знаем, что ничегошеньки-то у нас не получится. Никада-никада. В какой-то момент спектакля мне даже показалось, что из усилителей вот-вот грянет победоносное "We shell overcome some day..." Пита Сигера.
Но мы, увы, не можем соблюсти чистоту жанра. У России, в том числе театральной, особая история и особый путь развития. Поэтому нам во что бы то ни стало надо разбавить мелодраму "достоевщинкой". В результате Дональд Бейкер (Денис Кирш), впавший в истерику и малодушие, напоминал нам не персонажей великого русского писателя, а, скорее, капризного ребенка, у которого отобрали любимую игрушку. Тягостно было смотреть на Дональда, особенно после того, как он демонстрировал виртуозное владение тросточкой, блестящее остроумие и прекрасно ориентировался в квартире, где прожил до этого лишь месяц.
Вещица-то явно задумывалась автором как изящная, ничем таким не обремененная. Это своего рода психотерапевтическая штучка, которую врач может рекомендовать ради поднятия тонуса. Витамин, если хотите. Надрыв и самокопание при этом противопоказаны - постановщику, актерам, да и зрителям заодно. (Заметим в скобках, глубокого психоанализа у американских авторов тоже хватает, но до Вуди Аллена наши театры еще не дошли. Всему свое время.)
Спектакль (пора назвать постановщика, это Михаил Филимонов) в целом как раз легок и воздушен. "Виноваты" в этом и Эннио Морриконе, чьи произведения использованы в музыкальном оформлении, и точная игра актеров, и даже хитроумные приспособления. Такие, как, например, воздушные насосы, которые неожиданно вздувают расстеленную на полу парусину, и начинает казаться, что герои находятся на зыбком облаке, "на седьмом небе" от счастья.
В общем, "чтобы перестать беспокоиться и начать жить", надо посмотреть "Бабочек". Я сделал это и преодолел в себе грех уныния, чего и вам желаю.
Дмитрий КОНДРАШОВ
"Лидер" 14.07.03
Премьера состоялась 11 июля 2003г.
Роли исполняют:
Режиссер-постановщик - Михаил Филимонов
Художник
- Антон Сластников
Художник по костюмам - Алевтина Лайко
Режиссёр по пластике - Александра Садыкова

Отзывы и предложения присылайте по адресу: nt2004@bk.ru
Maksimovskih©2004
Hosted by uCoz